Оценка
Под оценочной деятельностью согласно ст.3 ФЗ №135-ФЗ понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. В силу ст.4 ФЗ №135-ФЗ субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. В последнее время выросло количество судебных споров, связанных с оспариванием стоимости, определенной независимыми оценщиками, в которых одним из доказательств выступает Отчет об оценке (а то и несколько Отчетов, кардинально противоречащих друг другу). В частности к таким спорам относятся споры о цене, для определения которой обязательно привлечение независимого оценщика, и стоимость устанавливается на основании Отчета оценщика:
- споры по определению (оспариванию) кадастровой стоимости земельных участков;
- споры по оспариванию выкупной цены помещений при реализации прав на выкуп арендуемых помещений по закону Федеральный закон от 22 июля 2008 г. No 159-ФЗ;
- оспаривание цены имущества при совершении крупных сделок и сделок с заинтересованностью;
- оспаривание цены выкупа акций у акционеров и цены размещения дополнительных акций, цены приема не денежных вкладов в уставный капитал;
- иные споры в случаях, когда для определения стоимости привлекался независимый оценщик;
Определение стоимости всегда носит комплексный характер и требует участия как минимум двух специалистов - специалиста в области объекта исследования и специалиста в области оценки (расчета стоимости);
Вопрос возможности проведения стоимостной экспертизы актуален для
большого числа профильных экспертных специальностей, т.к. большая часть назначаемых в рамках строительно-технической, товароведческой, автотовароведческой, финансово-экономический экспертиз касается определения стоимости объектов исследования.
Первый этап исследования требует специальных знаний в области объекта исследования. Потребительские характеристики товаров широкого потребления, в том числе полезность, относятся к области знаний - товароведению. Привлечение данного специалиста требуется, так как характеристики объекта исследования являются ценообразующими факторами.